Строительный подъемник – грузоподъемная машина, предназначенная для вертикального и/или горизонтального перемещения людей, грузов. Их применяют при ремонтных, строительных работах на высоте (лимит определяется маркой спецтехники, длиной стрелы). Спецтехника этой категории выпускается в соответствии со стандартом ГОСТ Р 52045-2003. Там же определен порядок ее классификации. Существуют и подъемники, которые не вошли в приведенный список.
Последнее объяснимо, т.к. нормативный документ со временем перестал полностью объективно отражать потребности предприятий, где по деятельности востребованы подъемники. В результате сложилась практика использовать «неформальный» классификатор, состав которого ближе к списку реально существующей спецтехники. Такой подход упрощает выбор при обновлении автопарка и его дальнейшее обслуживание.
Метод классификации основан на отличительных параметрах, влияющих на применение техники. Также во внимание берут конструктивные особенности, от которых зависит перечень решаемых задач по строительству или ремонту зданий, иных высотных сооружений. Ключевые критерии – это грузоподъемность, максимальная высота подъема грузонесущей конструкции, ее габариты (лимит на размеры грузов). Желательно еще учитывать механизм подъема, способ транспортировки.
Функциональное назначение
Грузовые подъемники – предназначены для подъема-перемещения без персонала. Их оснащают средствами механизации погрузоразгрузочных работ. Такое оборудование повышает пропускную способность, увеличивает безопасность сотрудников, обслуживающих спецтехнику. При работе с ними считается основным учитывать максимальную грузоподъемность.
Грузопассажирские подъемники – используются для подъема-перемещения грузов вместе с людьми или раздельно. Категория оборудования актуальная при проведении высотных работ, например, в случае ремонта-обслуживания фасадов на высоте порядка 6-10 этажей. К подъемникам этого типа предъявляют повышенные требования по безопасности.
Технологические (монтажные) подъемники – выполняют задачу рабочей платформы, поднятой на определенную высоту. Подъем грузов и людей обычно осуществляют другими подъемниками или при помощи автокрана. Модификация подъемников рассчитана на длительное удержание большого запаса строительных материалов, инструмента, монтируемого оборудования.
Вид несущей конструкции
Мачтовые подъемники. Основное отличие спецтехники заключается в наличии одной-нескольких вертикальных или наклонных матч, вдоль которых будет перемещаться грузонесущая платформа. Конструкция обычно решетчатая, облегченная. Поперечное сечение прямоугольное (треугольное). Вдоль мачты расположены направляющие, удерживающие грузонесущую площадку. Стационарно подъемник крепят к строительному или производственному объекту.
Опоры размещают с определенным шагом, необходимым для получения достаточной устойчивости при максимальной нагрузке. Конструкция матч обычно рассчитана на дополнительное наращивание высоты по мере продвижения строительства, перехода на очередной этаж при том же обслуживании фасадов. Возможно два варианта – добавление новых секций и второго-третьего грузоподъемного устройства. Назначение универсальное, грузы и/или персонал.
Шахтные подъемники. Несмотря на схожее назначение и конструкцию с мачтовыми имеют одно существенное отличие. В мачтовых грузоподъемное устройство перемещается сбоку, а в шахтных внутри нее. Сделано это ради безопасности сотрудников, которые защищены конструкцией мачты. Но это несколько ограничивает возможности по подъему-спуску негабаритных грузов, которые не поместятся на платформе, если чуть выходят за ее границы.
Стреловые подъемники. Представляют собой самоходную спецтехнику со стрелой с коленчатым или телескопическим механизмом, на конце которого установлена грузоподъемная платформа. Их часто применяют для ремонтных, отделочных работ, установки внешних блоков кондиционеров и иного оборудования, закрепляемого снаружи на фасадах. Позволяют свободно выбирать высоту, перемещать грузы-людей по горизонтали.
Подвесные подъемники. Техника имеет конструктивное отличие от всех выше перечисленных. В подвесных в качестве несущей конструкции используют грузовые тросы (канаты), работающие на растяжение, а не на сжатие, как в мачтовых или стреловых подъемниках. Назначение их несколько специфическое. Например, внутри труб, на фасадах зданий, где нет доступа для подъезда техники. Грузоподъемное устройство часто выполняют в виде люльки.
Тип привода
Электрический. Приводом является электродвигатель. Для работы подъемника требуется доступ к централизованной сети энергоснабжения или мощный генератор. Второе актуально на объектах строительства, отдаленных от города, не электрифицированных.
Гидравлический. Встречаются два конструктивных варианта: ножничные и лебедочные. Первый тип использует силовые элементы в виде гидроцилиндров-толкателей. Вторые так называемый «гидромотор». Независимо от модификации механизм подъемника приводится в действие внешним гидронасосом. Технология актуальна на производствах связанных, с высокой взрыво-, пожарной опасностью.
Пневматический. Приводом является источник сжатого воздуха. Такой тип подъемников обычно имеет узкое назначение. Например, их используют при подаче сырья в технологической цепочке на заводах по производству бетонных смесей, строительных заводов. Там их называют несколько по-другому – пневмопогрузчики, хотя возможно применение и термина пневмоподъемник.
Ручной механический. В качестве приводи используется мускульная сила оператора. Отличаются от других компактностью, низкой грузоподъемностью. Существуют комбинированные модели с двумя различными типами приводов.
Вид трансмиссии (способ передачи движения)
Подъемники оснащают реечными, канатными (тросовыми), цепными и винтовыми механическими передачами. В строительной сфере наиболее востребованы модели с тросовым приводом. Они дешевле, простые в обслуживании и ремонте. Их единственное ограничение – высота, связанная с растяжением грузового каната.
Реечная передача имеет преимущество при работе на больших высотах. Ее конструкцию довольно легко нарастить в зависимости от потребности на текущем этапе строительства-ремонта. К секции мачты крепят очередной зубчатый фрагмент. Безопасность функционирования такой конструкции обеспечивает пара приводов грузонесущего устройства. Если одно из них выйдет из строя, второй позволит завершить спуск. Механизм сложнее и дороже подъемников с канатной-цепной передачей.
Грузонесущая платформа
Вертикальное перемещение людей и грузов преимущественно осуществляют в кабинах открытого-закрытого типа. Первые удобны при выполнении фасадных работ. Безопасность обеспечивается при помощи специального ограждения. Платформу свободно перемещают и по горизонтали, если нужно охватить большую площадь без перемещения самой спецтехники.
Транспортировку исключительно грузов осуществляют на открытых платформах, монорельсах, в ковшах, крюках и при помощи иных типов грузозахватных приспособлений. Такое разнообразие объяснимо – требования безопасности при работе с грузами ниже, поэтому можно выбирать разные способы подъема-спуска исходя из его характеристик, особенностей задачи.
Способ установки
Стационарные подъемники – представляют собой механизмы, устанавливаемые на месте работы неподвижно. Их в течение всего срока эксплуатации не перемещают, используют на конкретной точке. Например, для подъема строительных материалов на высоту, когда после разгрузки развозку по площади объекта организуют отдельно.
Передвижные подъемники – по конструкции схожи с манипуляторами, т.к. перемещаются либо на колесной, либо на рельсовом ходу. С их помощью транспортируют грузы по периметру объекта, по строительной площадке или внутри заводского цеха. По сравнению со стационарными имеют преимущество по горизонтальному перемещению, возможность использования в качестве агрегата для погрузоразгрузочных работ.
Мобильные подъемники – представляют собой самоходные механизмы, позволяющие свободно изменять точку, откуда будет осуществляться подъем грузов-людей. Обычно их применяют только для отдельных, разовых задач по ремонту фасадов, установке оборудования вроде кондиционеров, работам по кровле.
Наличие крепления
Свободностоящие подъемники оснащают собственной несущей мачтой (стрелой). Традиционно их устанавливают на мобильную спецтехнику. Закрепленные или опирающиеся модификации имеют особенность. Их крепят стационарно к стене или перекрытию здания, иного сооружения. Подобная конструкция имеет более высокую устойчивость, это повышает грузоподъемность при остальных одинаковых факторах (и заодно производительность подъемного механизма).
Грузоподъемность
Один из основных параметров строительного подъемника – максимальный вес груза, который тот способен поднять без риска поломки, аварии. Чем выше показатель грузоподъемности, тем выше собственная масса спецтехники. Потому что конструкция должна быть прочнее, металл толще, а опоры с большим радиусом для улучшения устойчивости.
Мобильные подъемники преимущественно ограничены лимитом веса в 500 кг. Это достаточно для работы на платформе 2-3 человек с одновременным подъемом оборудования, инструмента, каких-либо стройматериалов.
Максимальная высота
С этим параметром также оценивают скорость подъема, от нее зависит производительность. Высота зависит от технических характеристик конкретной модели подъемного механизма. Например, для работы на большой высоте предпочтительны мачтовые и подвесные конструкции. Из них лучше подойдут канатные, реечные приводы.
Скорость тросовых мачтовых подъемников достигает 20-25 метров в минуту. Но их высота обычно не превышает 100 метров. Подвесные позволяют работать на высотах до 150 метров, но скорость спуска-подъема у них ниже. Высотные модификации поднимают грузы-людей от 30 до 60 м/мин с максимальной высотой 300-400 метров.
Дополнительные параметры
Иногда применяют дополнительную классификацию по количеству грузоподъемных устройств на одну мачту, по наличию механизмов для погрузоразгрузочных работ. Модель выбирают исходя из объема грузопотока, максимального веса поднимаемых конструкций, иных критериев.